07.12.2021 Все Новости
7 декабря 2021 года в Алматинском университете энергетики и связи имени Гумарбека Даукеева состоялся в смешанном формате международный форум «Безопасная среда» по профилактике деструктивного поведения студенческой молодежи и роли психологической службы вуза. На мероприятие собрались ведущие специалисты в психологии и воспитательной работе, а также эксперты в вопросах борьбы с экстремизмом и терроризмом.
Ректор АУЭС Сагинтаева Сауле Саветовна открыла форум приветственной речью и обозначила актуальные вызовы для безопасности учебной среды, выразила готовность к сотрудничеству по данному направлению со всеми заинтересованными партнерами. После приветственного обращения ректора выступили со своими докладами спикеры. Директор КГУ «Центр изучения проблем религий» Дулат Ибрагимов и профессор Академии Кайнар, академик Казахстанской национальной академии естественных наук, Президент РОО “Казахское психологическое общество” Мухан Перленбетов в своих докладах уделили внимание государственной политике по профилактике деструктивного поведения, так как в условиях пандемии среди молодежи наблюдается рост агрессивности и радикализации. Это выражается в откровенном неприятии общепринятого дресс-кода в учебных заведениях и попытках открытия молельных комнат в студенческих общежитиях, что противоречит конституционным порядкам Республики Казахстан.
Интересным для участников была презентация Мухана Перленбетова; он представил инновационную программу диагностики аутодеструктивного поведения молодежи, которая включает в себя автоматизированные системы диагностики психического состояния «Ресурс» и «Сигнал», а также рассказал о широких возможностях электронной системы “Кабинет психолога”. Стоит отметить, что о системе “Кабинет психолога” высказала свое экспертное мнение спикер Лола Шакимова: «Для психолога нужна единая электронная система, чтобы не было такой ситуации, как в Перми и Казани».
Интересными данными поделился директор Дулат Ибрагимов: «В городе Алматы проживают 160 тыс. студентов, многие из них иногородние. У нас действуют 96 общежитий, в которых проживают 101 тыс. студентов. Необходимо работать с ними. Кроме того, серьезное опасение вызывает, что молодежь ищет религиозный путь через Интернет. Еще нами установлены факты пропаганды экстремистской идеологии среди студентов». Такие вызовы и проблемы требуют объединения усилий вузов. Своим мнением об этом поделилась директор Департамента по молодежной политике и модератор форума Зарема Абдуллина: «Мы все действуем разрозненно. Сейчас назрела необходимость объединить наши усилия для борьбы с вызовами безопасности учебной среды».
О практических сторонах в борьбе с процессами радикализации среди молодежи рассказали трое спикеров - педагог-психолог канадского университета «University of Toronto» Лаура Касымова, эксперт-психолог Республиканской ИРГ и участник спецоперации “Жусан” Лола Шакимова, руководитель отдела разъяснительной и профилактической работы Центра мониторинга и анализа Управления общественного развития города Алматы Ерлан Берикбаев. Спикеры давали рекомендации, как надо правильно диагностировать угрозу шутинга, как надо формировать толерантное отношение среди молодежи к негативным социальным и иным факторам, приводящим к деструктивному поведению. Например, педагог-психолог «University of Toronto» Лаура Касымова отметила: «Проблема деструктивного поведения - актуальна для Казахстана и для других стран. Очень важна психологическая служба, которая способна вовремя сделать диагностику».
В своих докладах третья группа спикеров - заведующая кафедрой «Ассамблеи народов Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин» Замза Кодар, профессор Калимаш Бегалинова, ассоциированный профессор ЮКГПУ Баян Арынгазиева - уделили внимание гендерному насилию и безопасности в информационной среде. В частности, профессор Калимаш Бегалинова предупредила, что новые псевдорелигиозные субкультуры и организации активно используют Интернет и социальные сети, чтобы усилить деструктивное влияние на молодежь. Эти преступники применяют механизмы вербовки для разрушительного программирования неокрепшей психики и сознания.
Круг вопросов и рекомендаций был расширен и после завершения пленарного заседания. В рамках форума были проведены три модуля, в которых рассматривались актуальные темы, задачи и проблемы в сфере безопасности для учащихся. Это все помогло затем выработать точные рекомендации.
В конце форума выступил с резюме проректор по социальной и воспитательной работе Серик Махмутов: «Это актуальная тема. Наконец-то мы начали этот процесс. Роль наших психологов очень велика. Ведь многие первокурсники теряются до конца первого семестра. Им нужна помощь психологов. Я уверен, что предложение ректора АУЭС открыть на базе нашего университета Координационный центр психологических служб вузов - необходимость для страны».
После подведения всех итогов были озвучены следующие рекомендации для учебных заведений Казахстана:
1.Принять меры по обеспечению уровня защищенности вузов в соответствии с действующими нормативными требованиями: установка внешнего ограждения, необходимое количество камер видеонаблюдения, турникеты, заключение договоров со специализированными охранными агентствами и т.д.);
2. Обеспечить регулярность проведения учений, а также информированность и подготовленность работников и обучающихся к поведению в экстренных ситуациях.
3. Обеспечить системный подход в реализации молодежной политики и профилактике деструктивного поведения студенческой молодежи;
4. Усилить адресную работу с обучающимися;
5. Разработать алгоритм работы с обучающимися, относящимся к социально-уязвимым категориям населения;
6. Системно использовать имеющиеся формы и методы мониторинга и выявления групп «риска»;
7. Ввести в практику регулярное проведение Форумов, обучающих семинаров практической направленности по вопросам профилактики деструктивного поведения;
8. Выступить с предложением разработки профессионального стандарта «Психолог высшей школы».
9. Ввести в дополнительную профессиональную программу по обеспечению повышения квалификации сотрудников психологических служб через образовательные программы (ОП) на основе послевузовской подготовки специалистов;
10. Создать Координационный центр психологических служб вузов для решения всех вопросов по согласованию их деятельности, обмена опытом, оказания методической и организационной помощи на регулярной основе;
11. Осуществлять на системной основе консультативную работу с ППС, сотрудниками и обучающимися вуза для повышения уровня информированности и профилактики деструктивного поведения в вузе.